Всем добрый день!
Сегодня расскажу вам о способах оценки стоимости вашего бизнеса. Когда мы задаемся вопросом поиска способа подсчета, то в книгах и интернете находим множество различных подходов, формул, таблиц и систем. Я вам расскажу о самых действенных, которые действительно используются на рынке, и я их применяю сам в своей команде. Что будет самым важным при оценке стоимости бизнеса? .
Первый важный показатель – это срок окупаемости (доходности) бизнеса. Сейчас в среднем бизнес в твердой нише, например, салон красоты, ресторан или общепит, окупается до 15 месяцев. К примеру, бизнес имеет прибыль 200 000р. На протяжении 12-15 месяцев, следовательно мы перемножаем эти цифры и получаем итоговую сумму. Также важный момент, который часто меня спрашивают – нужно ли учитывать в формуле материальные активы? Нет, мы их дополнительно не считаем, берем только цифры по окупаемости.
Следующий вариант – сравнение с аналогичным бизнесом. То есть просто ищет в интернете стоимость покупки или продажи салона красоты примерно вашего же уровня, района и т.д. и понимаем, сколько такой бизнес будет стоить. К примеру, это могут быть цифры 3 500 000 р. За салон с окупаемостью 200 000р.
Третий подход – анализируем затраты. То есть какая сумма нам потребуется, чтобы запустить такой бизнес. Сюда войдут комплексно все затраты, помещение, ремонт и прочее. Допустим у нас получается 3 000 000 р., соответственно, чтобы другому человеку открыть подобный салон потребуется тоже 3 000 000р.
Отмечу для понимания, что большая часть подходит к вопросу оценки бизнеса в первую очередь как к инвестициям и соответственно прибегает к первому способу подсчетов – окупаемости бизнеса. Остальными двумя пользуются только оставшиеся 20% и смотрят уже по сравнительому или затратному анализу.
Как всегда, в любом правиле есть исключения. Какие они здесь? Во-первых, есть арендные бизнесы. К примеру, вы выгодно взяли в аренду востребованное помещение, платите за него 300 000 р. и уже сами сдаете его в субаренду за 500 000 р. Таким образом, на выходе вы получаете прибыль в 200 000р. Это вариант рекуррентных или постоянных платежей. Средняя окупаемость такого бизнеса около 2 лет.
Также есть бизнес, нацеленный на производство, здесь важно учитывать производственные мощности. В этом случае окупаемость в среднем будет до 3-х лет. Другим типо будет проект, где помещение находится не в аренде, а приобретается в собственность. В этом случае окупаемость будет рассчитываться совсем по-другому и об этом поговорим подробно в ближайшем видео.
Еще есть такой дополнительный параметр как «покупаемость». Чаще он используется при оценке уже более крупных компаний и у них появится такой дополнительный пункт как коэффициент. Как его посчитать? Возьмем, например Facebook. Его коэффициент составит 15, откуда взялась эта цифра? Берется оборот прибыли компании, умножается на 12 и получается 1 год. Потом уже это число умножаем на 15 и выводим коэффициент окупаемости за 15 лет. Для оценки крупных компаний именно такой способ чаще всего и используется. Если мы возьмем IT-проекты, то у них коэффициент, как правило, от 3 до 15 лет в зависимости уже от компании, бренда, активов и прочего.
На сегодня все. Если информация понравилась – подписывайтесь на мою страницу, ставьте лайк. Всем хорошего дня!