Если говорить о процессе купли/продажи бизнеса то тут не все так сложно как кажется на первый взгляд, но в любом случае нужно быть крайне внимательным изучая документы, подтверждающие будущую прибыль и оценке предприятия.
Заранее предсказать все возможные подводные камни бизнеса невозможно, но можно выделить основные направления и для минимизации рисков следует предельно подробно изучить бизнес в конкретной сфере.
Сфера бизнеса
Виды рисков: необходимо отсеять изжившие себя тупиковые объекты, поскольку такой бизнес может продаваться из-за того что произошли глобальные изменения на рынке. Тут необходимо провести маркетинговое исследование услуги или продукта, и определиться с сезонностью прибыли.
Следует выяснить: есть ли связь бизнеса с сезонностью, какой процент сокращения/роста сегмента рынка, на чем основывается продажа продукта, каковы затраты на рекламу.
Оценка местоположения
Виды рисков: если бизнес имеет успех благодаря его местоположению, нужно застраховаться от рисков в будущем.
Следует выяснить: каковы сроки действия договора об аренде и возможность пролонгации, гарантии в отношении данной местности от госорганов и арендатора.
Конкуренция
Виды рисков: есть случаи, когда старый владелец становится конкурентом своему же бывшему детищу, а жесткая конкуренция, как известно, приводит к демпингу.
Следует выяснить: есть ли корректировки в прайс-листе бизнеса, а также необходимо провести анализ конкурентов, и исследования рынка. Ознакомиться с историей конфликтов с третьими лицами и государственными органами и получить гарантию по неконкурированию.
Вопрос кадров
Виды рисков: во многом бизнес завязан на ключевых сотрудниках, поскольку именно к определенным работникам могут быть привязаны клиенты, а в случае конфликтов можно потерять клиентов.
Следует выяснить: какова кадровая текучка, как ключевой сотрудник относится к смене собственника. Есть ли в компании сотрудники бывшего владельца.
Клиенты и финансовый поток
Виды рисков: случается, что весь бизнес компании завязан на одном крупном клиенте, и у него могут поменяться планы. Нужно понять, на чем основывается прибыль предприятия, и какой способ есть ее увеличить. Также нужно изучить данные о сбыте и неликвидном товаре, сокрытия части доходов.
Следует выяснить: сделать анализ месячных доходов и расходов и определить процент годового дохода от самого крупного клиента, структуру отношения клиентов и финансовой прибыли.
Материальные активы
Виды рисков: часть активов может не принадлежать предприятию, или основа активов устаревшая и нужны дополнительные затраты на модернизацию и обновление.
Следует выяснить: нужно ознакомиться с перечнем всех активов бизнеса и вычеркнуть те, которые не влияют на заявленную прибыль, состояние материальных активов и при необходимости стоимость модернизации.
Проверка бизнеса задача сложная, и если Вы не уверенны в своей полной компетентности в данном вопросе, лучше обратиться к профессиональным брокерам.